Ритуал Мазараки: неразгаданная тайна одной семейной реликвии
Экспертизу привезенной из США иконы руководству Центрального музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева заказали в 2007 г.
Эксперты соотнесли образ с русским иконографическим типом Богоматери Корсунской. Специалисты установили, что икона написана в первой половине 19 века. А уже в 20 веке был создан оклад.
Подсказкой такого несоответствия дат стала обратная сторона иконы с наклейкой, на которой была печать Храма Гроба Господня в Иерусалиме, надпись на русском и частично на греческом языке, а также дата — 1858 год. О владелице иконы можно судить по надписи на обратной стороне, где было указано имя Елизаветы Алексеевны Мазараки. Так исследователи напали на след ритуала Мазараки.
Икона попала к Е.А. Корженевской в 1860 году, когда она собиралась выйти замуж за Харлампия Васильевича Мазараки. Невеста получила икону как часть ритуала Мазараки, в качестве знака благословления на свадьбу. К тому времени Мазараки заведовал больницей Машгав Ладах, и вообще имел обширную практику в Иерусалиме, что делало его видным и уважаемым горожанином.
Икона представляла собой фамильную ценность, которая должна была передаваться из поколения в поколение. Увы, пара не обзавелась потомством, что автоматически воспрепятствовало превращению ритуала Мазараки в традицию.
Смерть настигла Харлампия Мазараки в 1892 году, а Елизавета Алексеевна после этого решила вернуться на Родину. И хоть ритуал Мазараки не стал традицией, икону женщина хранила бережно в качестве напоминания о любимом муже. По возвращении в Россию вдова заказала для иконы серебряный оклад.
Судьба иконы после смерти Елизаветы Алексеевны неизвестна. И вот через многие годы ее следы неожиданно находятся в России.