Что необходимо знать о рецессиях, когда мир стоит на пороге очередной из них?
В связи с внезапным спадом экономической активности во всем мире разговоры о предстоящей рецессии перешли в другое русло: все уже не говорят, когда и как она начнется, а обсуждают, насколько долго она затянется и насколько тяжелой будет. Пандемия коронавируса привела к тому, что на фондовых рынках просто началось свободное падение.
1. Что такое рецессия?
Согласно определению, рецессия – это период, в течение которого объем выпускаемой продукции сокращается на две четверти. Комитет по датировке бизнес-циклов МВФ в рамках определения рецессии в глобальном масштабе рассматривает несколько показателей: снижение ВВП на душу населения с поправкой на инфляцию, которое подтверждается спадом промышленного производства, торговлю, поток капитала, потребление нефти и уровень безработицы.
2. Что по поводу мировой экономики?
Информационная система “Bloomberg Economics” прогнозирует глобальную рецессию в первой половине 2020 года, отмечая, что «в некоторых важных секторах мировой экономики уже начался спад». Она прогнозирует падение мировой экономики на 1,8% в годовом исчислении в первой половине 2020 года по сравнению с ростом примерно на 3% в 2019 году. Кристалина Георгиева, управляющий директор Международного валютного фонда, говорит, что мировая экономика уже переживает рецессию, которая может быть гораздо более серьезной по сравнению со спадом 2009 года.
3. Как долго это продлится?
Это становится вопросом времени. Первоначально была некоторая надежда на то, что спад не продлится дольше первых двух кварталов текущего. Совсем недавно экономисты потеряли надежду на такое «V-образное восстановление», при котором потерянные производственные мощности быстро восстановятся. В конечном итоге это перерастает в страх – затянувшееся чувство неудовлетворенности с некоторыми оттенками депрессии.
4. Каковы критерии степени тяжести рецессии, и какую рецессию (легкую и тяжелую) ожидать в этот раз?
Помимо продолжительности, другими критериями степени тяжести рецессии являются степень экономического спада и степень роста уровня безработицы. Самые тяжелые рецессии, как правило, сопряжены с падением в финансовой системе, как это произошло в США в 1929 и 2008 годах. Еще один критерий степени тяжести рецессии заключается в том, насколько сильно от данного спада страдает экономика. Например, относительно короткая и легкая рецессия 2001 года в значительной степени ограничивалась технологическим сектором экономики, последствия для остальных секторов экономики носили умеренный характер.
5. Можем ли мы сейчас что-либо предпринять, чтобы облегчить предстоящую рецессию?
Центральные банки по всему миру снижают процентные ставки, осуществляют интервенции на рынках, покупают корпоративные активы или помогают банкам продолжать кредитование предприятий. Народный банк Китая влил миллиарды в свою экономику, а Банк Японии в целях стабилизации рынков увеличил покупки активов. Но на этот раз ответственность на правительства может быть возложена лишь частично, поскольку центральные банки за последнее десятилетие израсходовали огромную массу своих резервных средств на процентные ставки.
6. Ну и последний вопрос, что ждать от всего этого нам, простым россиянам?
Да, Вам может показаться, что все это где-то далеко в Америке. Чего ожидать от всего этого нам в России? Мы – зависимая переменная в этом уравнении. Если США пойдут на количественное смягчение, то вряд ли деньги быстро докатятся до российского фондового рынка. Нам стоит ожидать притока ликвидности только, когда спадет кризис и инвесторы, проголодавшись по вкусным доходностям начнут вылезать из своих тихих гаваней на развивающиеся рынки. Будем следить и подлавливать успешный момент для входа. Пока мой прогноз – вне рынка!
Корреспондент: Анна Мосальская, журнал «Профиль».
Отвечал на вопросы: Игорь Ушаков, генеральный директор ООО «Зелта Инвест».