Бизнес-ментор Алексей Максимченков рассказал про три грубых ошибки при вражде с конкурентами
Одна из ошибок состоит в том, что компании начинают тратить ресурсы на «черный» PR конкурентов. Например, деньги на появление негативной информации о конкурентах в СМИ вместо того, чтобы вложиться в рекламу. Причём некоторые даже не понимают, что «черный» PR – это все равно PR. То есть компании сами же продвигают своих соперников. Лучше прекратить эту деятельность и извиниться. Стоит придерживаться принципа «держи друзей близко, а врагов ещё ближе», считает ведущий бизнес-ментор в Санкт-Петербурге Алексей Максимченков, и рекомендует развивать отношения не только в рамках конкуренции, но и в рамках сотрудничества.
Следующая ошибка – полное копирование конкурента. Фирмы повторяют опыт и становятся не лидерами, а «№2». И получают лишь «остатки» рынка. Копирование «мастодонта» не приведёт к первенству на рынке, мелкая компания не сможет «задавить» лидера. Нужно найти свою «фишку», свое конкурентное преимущество.
С другой стороны, полное игнорирование чужого опыта тоже недопустимо. Не нужно противиться тому, чтобы изучить и перенять его. Часто компании-конкуренты таким путем находят ключевые моменты, которые помогают добиться успеха на рынке.
Одного анализа конкурентов недостаточно. Важно следить за тенденциями и явлениями на рынке, регулярно изучать его. Строить планы о том, куда двигаться, изучать направления, существующие вокруг бизнеса компании.
Как изучить конкурента и аккуратно забрать его клиентов
Мониторингом занимается определённый человек или отдел, который наблюдает за изменениями на рынке и нововведениями, сделанными прямыми и косвенными оппонентами компании. Существует даже специальное ПО, которое помогает отслеживать поставщиков и клиентов, анализировать сайт компании-конкурента, количество рекламы в Интернете и расходы на нее. Плюс, изучить конкурента можно с помощью тайного покупателя.
Чтобы «забрать» клиентов у конкурентов, в первую очередь, нужно обратиться к специально созданным IT-решениям. Кто-то прибегает к парсингу сайта конкурента, социальных сетей и групп, а кто-то – к аналитике рекламы в Интернете, то есть к поиску людей, которые «кликнули» по рекламному баннеру. Некоторые компании даже «переманивают» продажников конкурента, которые знакомы с базой клиентов.