Группа компаний ЛАНИТ продолжает активное развитие комплаенса
Выделение комплаенс-направления в структуре компании ЛАНИТ произошло в 2016 году. Спустя некоторое время был создан комплаенс-комитет под руководством президента компании Филиппа Генса. Следующий этап развития комплаенс-функции был в 2020 году: расширился состав комитета и была учреждена должность штатного комплаенс-офицера. Комитет представляют директора основных структурных бизнес-подразделений. Глава комитета, Филипп Генс, по образованию юрист, он много времени уделяет развитию комплаенс-политики компании.
На российском ИТ-рынке, как и в других сферах, комплаенс-культура находится в начале развития. Первыми игроками, которые начали вводить комплаенс-функции, были финансовые и инвестиционные компании, фармацевтическая отрасль и медицина. Финансовый сектор был вынужден заострить внимание на комплаенсе, в то же время представители остальных областей подходили к этому процессу более сознательно, соотнося его с собственными потребностями. Компании, связанные с высокими технологиями, коммуникациями, развлечениями и СМИ на сегодняшний день только начинают развитие комплаенс-политики.
Для российского рынка характерны следующие особенности формирования комплаенс-культуры. Большое влияние оказывает то, что при создании Федерального закона “О противодействии коррупции” (ст. 13.3) не были учтены возможные негативные или положительные последствия от формирования комплаенс-подразделений внутри компаний. Второй важной особенностью является отсутствие стандартов обучения. Оно возможно только как процесс повышения квалификации.
В контексте комплаенса рассматриваются три группы компаний: российские компании, имеющие иностранную материнскую компанию, российские компании, чьи акции размещены на иностранных биржах, и российские частные компании, принадлежащие российским собственникам. Эти группы в разное время и при разных обстоятельствах начали развитие комплаенс-политики.
Комплаенс-функции первой группы были спущены “сверху”. Перенимая опыт иностранных коллег, эти компании адаптировали зарубежные наработки под особенности российского рынка. У них была база и представление о том, каким образом внедрять комплаенс-систему. Управление системой осуществляется из-за границы руководителем-иностранцем, имеющим широкие полномочия и регулирующим работу российской комплаенс-команды.
Формирование комплаенс-системы компаний второй группы осуществляется через привлечение консультантов. Основной задачей этих организаций является выход на международный листинг, что неосуществимо без комплаенса. Уже после этого комплаенс-система начала закрывать реальные нужды компаний. Управление комплаенс-функциями осуществляется юристами и финансистами.
Третья группа компаний наиболее органично осознала необходимость построения комплаенс-политики. Основными задачами, которые решала для них эта сфера, были потребность в правильной коммуникации с иностранными вендорами, создании репутации, а также “экономии на рисках”. Инициатива по формированию комплаенс-функций поступает “сверху”. Для объединения работающих комплаенс-инструментов учреждаются комплаенс-подразделения, благодаря которым совершенствуется организация процессов, формируется локальная нормативная база и рычаги влияния. В большинстве подобных компаний комплаенс-функции подчиняются совету директоров или собственникам.
Традиционных инструментов комплаенса также коснулась автоматизация. Так, DLP-системы, использующиеся службами безопасности, объединились в ряде продуктов с технологиями e-discovery. Итогом этого стали новые продукты и решения — e-compliance. Данные инструменты используются не только для выявления допущенных нарушений через анализ большого количества данных, но и для мониторинга в режиме реального времени, что позволяет предотвращать правонарушения (например, пресекая отправку письма, содержащего запретный «тэг»). Однако, пока что эти системы запускаются в работу в “проектном” формате. Причиной этому служит их зависимость от человеческого фактора: корректности настроек применимых к конкретной компании.
Комплаенс объединяет широкий спектр методов работы таких подразделений, как службы безопасности, внутреннего контроля, юридической службы и кадрового подразделения.
Комплаенс-офицер ЛАНИТ Татьяна Журба рассказала о том, как проходит процесс обучения в компании: “На корпоративной обучающей платформе запустили обновленный базовый курс по комплаенс – это видеокурс от первого лица, основанный на кейсах. В съемках курса приняли участие как профессиональные актеры, так и наши сотрудники, что вызвало к нему повышенный интерес. Мы получили много положительных отзывов о курсе: коллегам понравилась игровая форма подачи материала. Для сотрудников, которые занимаются продажами, проводим оффлайн-сессии с углубленным рассмотрением комплаенс-вопросов”.
Также Журба отметила, что развитие комплаенса в ИТ-компаниях пойдет по тому же пути, что и в других областях. Однако из-за специфики деятельность компании будут разрабатывать решения, позволяющие минимизировать человеческий фактор и автоматизировать комплаенс-функцию.