Франчайзинг на Российском рынке
В наше время франчайзинг активно все больше набирает темпы развития и все глубже внедряется в отечественную экономику. Тем не менее, в российское законодательство до сих не включено стандартизированное понятие “франчайзинга”, а это в свою очередь влияет на развитие данной бизнес-технологии. Что же такое означает понятие “франчайзинг”?
Франчайзинг представляет собой систему контрактных отношений, где одна из сторон, именуемая “франчайзер” передает другой стороне “франчайзи”, на определенных условиях, право использовать свое ноу-хау, имя или технологию для ведения своего бизнеса, при этом сохраняя полную юридическую и экономическую самостоятельность. Как подсказывает практика, система франчайзинга является эффективной и дееспособной потому, что ее применение выгодно как для крупного предприятия, так и для мелкого.
Основное преимущество, приобретаемое франчайзерами при вступлении в эту систему – это возможность создать единую сеть предприятий, имеющую относительно низкие издержки, в сравнении с издержками при расширении собственной производственно-сбытовой сети. То есть, иначе говоря, благодаря системе франчайзинга, франчайзер имеет возможность сократить инвестиционные риски, а так же снизить финансовые.
Потенциальные франчайзи также приобретают определенный экономический выигрыш. Речь идет о возможности отрыть собственное дело на более выгодных условиях: франчайзи может получить возможность снижения первоначальных издержек, а также может использовать маркетинг франчайзера, который также включает в себя рекламу, и получать от него всяческую поддержку.
Однако кроме всех перечисленных выше преимуществ, которые получают при сотрудничестве оба субъекта франчайзинга, в такой форме ведения бизнеса есть и свои недостатки, которые, как правило, возникают при взаимодействии сторон. Дело в том, что Франчайзи и франчайзер, после заключения договора, становятся элементами одной системы, то есть попадают в зависимость друг от друга.
Хочется отметить, что каждая франшизная система в каждом конкретном случае может иметь как свои достоинства, так и недостатки, поэтому в каждой конкретно сложившейся ситуации требуется проведение детального анализа. Несмотря на очень длительный срок пребывания франчайзинга на российском рынке товаров и услуг, есть множество как позитивных, так и негативных примеров развития бизнеса на основе франчайзинга.
Что же может привнести на российский рынок внедрение франчайзинга?
— Во-первых, элементы франчайзинга могут позволить повысить общую культуру предпринимательских отношений, а также усилить правовую защиту малого предпринимательства;
— Во-вторых, при развитии франчайзинга, будут автоматически созданы новые рабочие места, а также могут быть разработаны новые идеи, методы и технологии в малом бизнесе;
— В-третьих, может повыситься эффективность положительного влияния государства на развитие некоторых видов деятельности, а также на малое предпринимательство в целом;
— И напоследок, хочется добавить, что благодаря развитию франчайзинга, может быть построена комплексная система практического обучения для малого предпринимательства, и при этом не нужно будет создавать какие-либо специальные учебные структуры и программы.
Исходя из ситуации, которая сложилась на сегодняшний день на рынке, можно с уверенностью сказать, что сейчас можно наблюдать ускоренный рост применения франчайзинга на отечественном рынке товаров и услуг. Этому максимально способствует созданная инфраструктура, которая обеспечивает консультирование субъектов франчайзинга и осуществляет пропаганду франчайзинга, как эффективного метода ведения бизнеса.
Также существуют специальные организации, которые организовывают комплекс специализированных мероприятий, таких как тематические конференции, а также способствуют развитию благоприятной информационной среды и общему развитию франчайзинга в России. Это, прежде всего, Российская ассоциация развития франчайзинга, а также Российская ассоциация франчайзинга. По данным РАФ, число предприятий, которые используют франшизу, как средство ведения бизнеса, постоянно растет. Также был проведен анализ франшиз, которые функционируют на российском рынке, которые показал отсутствие единого подхода в регулировании отношений посредством франчайзинга, что больше присуще зарубежным франшизам.
Также, негативным фактором, как уже говорилось выше, является несовершенство законодательства в этой области. Так как четкое понятие «франчайзинг» в правовой базе России отсутствует, как и желание законодательной власти уровнять между собой понятия «франчайзинг» и «коммерческая концессия». Этот негативный фактор оказал существенное влияние на развитие иностранного франчайзинга на российском рынке — иностранным франчайзерам пришлось либо полностью отказаться от применения франчайзинга в России, либо разрабатывать новые бизнес условия для внедрения франчайзинга на российский рынок. То есть, отсутствие правовой базы, которая регулирует франчайзинговые отношения, пагубно влияет на его развитие в стране. При условии преодоления перечисленных выше неблагоприятных факторов, бизнес на основе франчайзинга сможет развиваться более быстрыми и стабильно, а также на более высоком уровне, что, в свою очередь, сможет улучшить в целом положение бизнеса в нашей стране.