Особенности льготного налогообложения для предприятий малого бизнеса
Для того, чтобы в России развивался малый бизнес, государство старается принять некоторые меры, которые будут способствовать этому развитию. Одной из таких мер является льготное налогообложение малого бизнеса. Однако, к сожалению, многие попытки улучшить условия развития малого бизнеса в России претерпевают неудачи – они либо практически не оказывают влияния на развитие малого бизнеса, как было предписано, из-за поголовной бюрократии, либо просто остаются лишь на бумаге.
Давайте сначала попробуем разобраться, по каким критериям предприятия в России относят с малым. Дело в том, что своеобразное понятие «малый бизнес» не связано никаким образом с организационно-правовой формой предприятия, а также другими признаками, которые определяют статус предприятия. Действующее законодательство не установило никаких ограничений использования данной категории для определенных организационно-правовых форм.
Малым предприятием может называться любое акционерное общество, товарищество, производственный кооператив и предприятия прочих организационно-правовых форм. Также в законодательстве нет ограничений использования категорий «малые предприятия» для банков, страховых компаний, предприятий с иностранными инвестициями и казенных предприятий, так как статус «малое предприятие» присваивается исходя из других признаков.
Согласно закону, малыми предприятиями считаются предприятия, относящиеся к любой организационно-правовой форме, которая предусмотрена действующим законодательством, и имеющие ограниченную среднесписочную численность работающих. Для разных сфер деятельности предприятий эта численность является разной: для предприятий, работающих в сфере промышленности и строительстве, эта численность составляет 200 человек; для научных предприятий — 100 человек; для предприятий, работающих в других отраслях производственной сферы — 50 человек; для предприятий непроизводственной сферы и розничной торговли — 15 человек.
Стоит отметить, что именно правильное определение численности работников предприятия имеет очень весомое значение, так как этот критерий будет являться определяющим при зачислении предприятия в категорию «малое». А из-за неправильного определения численности работников, государственные льготы для малых предприятий могут быть использованы неправомерно, что, в свою очередь, может привести к возникновению у этого предприятия проблем с исполнительными органами власти.
Также хотелось бы сказать, что дополнительные льготы для малых предприятий, которые были установлены действующим законодательством, не являются препятствием в использовании малыми предприятиями иных общих льгот, которые предусмотрены для остальных предприятий.
Теперь давайте рассмотрим, какие же льготы предусмотрены государством для предприятий малого бизнеса, и какую роль они играют в действительном улучшении условий для существования малого бизнеса в России.
К примеру, субъекты хозяйствования, которые относятся к категории среднего и малого бизнеса, имеют такую льготу, как упрощенная процедура оформления документов при проведении экспортно-импортных операций, а также более низкие таможенные пошлины. Звучит, конечно, красиво и привлекательно. Однако, если разобраться, то можно сделать вывод, что данная льгота в целом для развития малого бизнеса в России является практически бесполезной, так как малых предприятий, занимающихся данным видом деятельности на территории России не так уж и много, если не сказать, что очень мало. Поэтому, анализируя эту информацию, волей неволей, приходишь к выводу, что данная льгота была принята не с целью развития малого бизнеса в стране, а с целью удовлетворения интересов людей, которые ее же и приняли, то есть интересов элиты от государственных структур.
Государство предоставляет также льготы для налога на прибыль. Эти льготы заключаются в том, что налогоплательщик освобождается от уплаты авансовых платежей на три года. На первый взгляд все красиво, однако довольно трудно представить себе начинающего бизнесмена, только осваивающего рынок и все тонкостей данного бизнеса, и вложившего в свой бизнес, как правило, все имеющиеся у него средства, который сразу получает огромные прибыли. Так как в лучшем случае, его бизнес будет окупаться лишь по истечению пяти-шести лет. Именно по этой причине, данную льготу для малого бизнеса можно рассматривать лишь в качестве «галочки» в льготном налогообложении.
Также правительством было введено льготное налогообложение малого бизнеса относительно налога на добавленную стоимость. Однако и эти нововведения не оправдали надежд на какие-либо улучшения. Ведь малое предприятие может быть не плательщиком НДС, так как его выручка за последний квартал может не превышать 2 млн. рублей. Однако, при покупке товара, который, как правило, представляет собой продукцию, купленную в розничной торговле, малое предприятие не может поставить на возмещение НДС, который был уплачен в составе товара. То есть, малое предприятие, не являющееся плательщиком НДС, фактически переплачивает эту сумму НДС за товар. Также недостатком данной схемы является то, что работа предприятия, которое не является плательщиком НДС, с покупателями-юридическими лицами будет весьма проблематичной и невыгодной. Именно поэтому покупатели — юридические лица редко идут на такое сотрудничество, так как они заинтересованы в налоговом кредите по НДС. По этой причине, предприятия малого бизнеса в основном сосредоточены в розничной торговле, а этот вид торговли, как известно, влечет за собой дополнительные затраты, связанные с оформлением дополнительных разрешительных документов, кассовым аппаратом и т.д.
Еще один вид льгот для малых предприятий — это упрощенное оформление лицензий, а также снижение стоимости их оформления. Однако, на практике, все получается наоборот, так как количество необходимых документов при оформлении лицензий, которые должны быть заверены нотариально, лишь увеличилось, что также влечет за собой дополнительные затраты субъектов хозяйствования.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на данный момент, законодательство относительно льготного налогообложения малого бизнеса в России оставляет желать лучшего. Так как все введенные льготы для малых предприятий навряд ли способствуют их развитию. А если же все-таки будут введены новые льготы, то гарантий, что они будут более эффективными, также нет никакой, так как при принятии законов, правительство зачастую руководствуется лишь своими интересами.