Залоговые аукционы
Одним из механизмов приватизации были залоговые аукционы. В 1995 году была проведена серия сделок, в результате чего некоторые компании (Сибнефть, ЮКОС, Норильский никель) перешли в собственность коммерческим банкам.
Для осуществления этих сделок были организованы специальные аукционы, в которых участвовали коммерческие банки. Банки предоставили правительству займы под обеспечение пакетами акций этих предприятий. Так как правительство не вернуло займы, предприятия перешли в собственность банков. В ходе выяснения проведенных аукционов стало понятно, что это был раздел государственного имущества с известным заранее результатом.
Махинации залоговых аукционов
При проведении залоговых аукционов осенью 1995 года были совершены некоторые махинации, позволяющие избежать формальных нарушений закона. Во-первых, банки предоставляли кредит государству его же деньгами. Незадолго до проведения аукционов государство поместило на счета банков, которые победили в аукционах суммы равные полученным позже кредитам. При этом, многие банки просто не могли выдать требуемую сумму. Во-вторых, при юридическом оформлении сделок были оформлены некоторые документы, не требующиеся при залоге акций. Такими документами были договора комиссии, по которым банки должны были продать акции в случае неуплаты государством залога вовремя. В-третьих, каждая сторона сделки прекрасно понимала, что государство не сможет вовремя вернуть полученные деньги. Следовательно, имущество переходило в собственность банков.
Выгода банков заключалась не только в приобретении акций крупнейших предприятий. Большую часть прибыли банки получали от обслуживания счетов этих предприятий, а имея в собственности пакет акций, они могли и в дальнейшем быть уверены, что предприятия будут пользоваться услугами этих банков. К тому же, полученные за бесценок акции должны были принести сверхприбыли, что и произошло в будущем.
В аукционах побеждал банк, который предлагал наибольшую сумму кредита. Идея залоговых аукционов принадлежит Потанину, главе ОНЭКСИМбанка. Впервые он высказал ее еще весной 1995 года, а первые аукционы состоялись в октябре. Правительство обязывалось вернуть полученные залоги в 1996 году, что было не реально в тех условиях экономики. Список банков участников был заранее определен, впрочем, как и победители аукционов были практически известны. Проведение самих аукционов являлось формальным соблюдением процедуры аукциона. Фактически же серьезной конкурентной борьбы не было.
Анализ счетной палаты по проведению приватизации
В 2004 году счетная палата сделала анализ проведенной приватизации за период с 1993 года по 2003 год. В анализе явно указывается на то, что правительство не обеспечило эффективное противодействие нарушениям при проведении сделок на залоговых аукционах.
При этом отмечается, что кредитные средства не переводились в Центробанк, а оставались на счетах тех же банков, которые победили в аукционах. Это было нарушением правил проведения кредитования и залога имущества. Причем суммы, фактически выданные государству, отличались от заявленных на аукционах, и равнялись тем суммам, которые правительство поместило на счета банков победителей незадолго до проведения аукционов. Зачастую выплаты затягивались, а сам кредит предоставлялся не единой суммой, а частями. Это тоже является нарушением кредитного законодательства.
Таким образом, в результате проведения аукционов, носивших чисто символический характер, отсутствовала конкурентная борьба, а суммы полученных кредитов были значительно меньше стоимости тех пакетов акций, собственниками которых стали впоследствии банки участники.
Приватизация «по-русски»
Своим появлением залоговые аукционы были обязаны господину Потанину. Когда он предложил проведение этих аукционов в 1995 году, то был просто успешным бизнесменом. При этом он владел ОНЕКСИМбанком, который стал впоследствии одним из победителей в аукционах. И вроде бы все совершалось по закону, но, как отмечают специалисты, сделки носили притворный характер. То есть основание для отмены таких сделок есть. Однако ни одну сделку не отменили.
После проведения аукционов, когда наступила пора возвращать полученные кредиты, на рубеже 1996-1997 годов, Потанин был уже первым заместителем председателя правительства РФ и курировал финансово-экономический блок. То есть отвечал за возврат государственных долгов банкам, получившим акции предприятий под залог. Фактически он должен был обеспечить возврат самому себе выданных займов, что ему было не выгодно. Владение акциями представлялось более выгодной перспективой и позволяло получать огромные прибыли.
Возможность стать собственником крупнейших предприятий, причем за бесценок, не была упущена Потаниным. Акции перешли в собственность банков, а невозвращенные кредиты были деньгами государства. Фактически банки не вкладывали своих денег в предоставление кредитов. Такая схема была провернута очень грамотно и при негласной поддержке правительства.
Приватизация «по-русски» прошла с молчаливого согласия правительства и умелых действий бизнесменов, владельцев банков. Раздел государственного имущества был произведен так, что доказать махинации практически невозможно.
Впоследствии возникли разногласия среди участников аукционов при разделе акций предприятий, что привело к открытию многих факторов проведения тех аукционов. Однако этого не достаточно для того, чтобы признать проведение тех аукционов незаконными. Можно только судить о том, какие нарушения были совершены при проведении залоговых аукционов и приватизации в целом. Во многом эти нарушения были спровоцированными правительством и его политикой по ускорению процесса приватизации. Однако и участие крупных банков в нарушениях и махинациях было очень значимым, тем более при негласной поддержке правительством. Проведенная приватизация и аукционы стали причиной многих разбирательств, которые длятся по сей день.