Технологии как залог стабильной позиции на рынке перевозок
Цифровой тренд охватил сегодня всю российскую логистику – мелкие перевозчики тянутся за крупными компаниями, но не всегда получается
Эпоха «большого брата» пришла в российскую логистику: сегодня практически все транспортные процессы стараются максимально централизовать и контролировать. Системы контроля поведения водителя машины на дороге, режима его работы и отдыха, расхода топлива, нагрузки на ось в случае больших фур и т.д. Число всевозможных программ только растет, и, судя по всему, будет увеличиваться и дальше.
«Цифровые решения, установленные на старый транспорт, будут утилизированы вместе с ним, а у нас в коммерческом сегменте 12,3 процента автомобилей старше 20 лет, треть машин в возрасте 11-20 лет. Поэтому автоматизация автопарков идет на этапе производства. В 2019 году 76 процентов новых коммерческих автомобилей оснащаются датчиками уровня топлива, мониторинга и определения геолокации, контроля соблюдения режима труда и отдыха», — говорит независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов.
Гонка за «цифрой» более чем оправдана: как подсчитали аналитики компании Gartner, ТК, игнорирующие ИТ-решения, увеличивают свои расходы на 20-25 процентов, а временные задержки – на 15.
Все крупные перевозчики пользуются цифровыми продуктами, так же, как и крупные ритейлеры с собственным автопарком вроде «Магнита». Тем не менее, сегмент малого логистического бизнеса не всегда успевает и имеет возможности для таких инвестиций в цифровизацию. Причем напомним, что, по разным оценкам, около 60% рынка перевозок обслуживают мелкие предприниматели, располагающие автопарком от 1 до 10 машин. Еще около 20% приходится на бизнес с автопарком до 50 единиц. Далеко не все транспортные организации могут себе современные IT-решения.
«Стоимость решений для автоматизации становится большим вызовом для малых и средних компаний – известные разработчики с необходимыми компетенциями при работе «под ключ» берут десятки миллионов рублей. Автоматизация как дорогостоящий инвестиционный проект с учетом длительной окупаемости может показаться нецелесообразной», — говорит Фарид Мадани, гендиректор ГК «Деловые Линии».