Крупнейшие российские ритейлеры договорились о заморозке цен на ряд продуктов
Крупнейшие розничные сети из Ассоциации компаний розничной торговли, в которую в том числе входят «Дикси», X5 Retail Group, «Глобус Гурмэ», «Атак», «Вестер», «Лента», «Магнит», «О’кей», «Ашан», «Гиперглобус», «Metro Cash & Carry», «Интернет-гипермаркет Утконос», «Азбука вкуса» и др. направили в Федеральную антимонопольную службу проект соглашения, в котором фиксируются розничные цены на некоторые социально значимые продукты на два месяца.
Четкого списка продуктов пока нет и, скорее всего, каждая сеть будет формировать корзину таких продуктов самостоятельно, но за основу будет браться перечень социально значимых продовольственных товаров, утвержденный постановлением правительства РФ №530 от 15 июля 2010 года. Это сделано, в том числе и в качестве некой страховки от обвинений в сговоре. Замруководителя ФАС Андрей Кашеваров подтвердил, что в службе положительно отнеслись к данной инициативе.
К социально значимым продуктам относятся: молоко и некоторые молочные продукты, соль, сахар, подсолнечное масло, картофель, капуста, морковь, некоторые крупы, куры, говядина, баранина, свинина, неразделанная замороженная рыба, яблоки и т. д. («Дикси», например, включила в «базовый продуктовый набор» еще и пельмени).
Сети замораживают цены в одностороннем порядке, но будут приветствовать, если их примеру последуют и поставщики. Ожидается, что подобное замораживание цен всеми крупными ритейлерами одновременно не приведет к существенным потерям для них, так как их доходность формируется в основном покупками более маржинальных товаров. Таким образом, предполагается, что более обеспеченные граждане будут некоторым образом “субсидировать” менее социально защищенные слои населения.
Не смотря на то, что в подобных договоренностях могут быть признаки нарушения закона о конкуренции, закон их допускает, если в случае таких договоренностей получения покупателями преимуществ, соразмерны выгодам, полученными хозяйствующими субъектами от таких действий.