Антимонопольщики «душат» российские порты «неподъемными» штрафами
Группа «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) (совместное предприятие «Транснефти» и группы «Сумма») оспаривает в арбитражном суде предписание Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении Приморского торгового порта (ПТП).
В ноябре прошлого года антимонопольное ведомство выдало ПТП, входящему в группу НМТП, предписание установить «экономически обоснованный» тариф и перевести его долларовую ставку в рубли по курсу 2012 года. В ФАС заявили, что, если предписание не будет исполнено, может быть отменен приказ ФСТ (ныне входит в структуру ФАС) в отношении ПТП от 2013 года, по которому служба не применяет к порту ценовое регулирование на услуги по погрузке, выгрузке, хранению грузов и предоставлению причалов. Требование более чем странное, считают специалисты, учитывая, что займы для реализации своей деятельности, которые берут порты, рассчитываются отнюдь не по курсу пятилетней давности.
Одновременно ФАС начала кампанию против других российских портов. Антимонопольная служба 3 апреля наложила на Новороссийский морской торговый порт штраф в 9,74 млрд рублей за нарушение антимонопольного законодательства. Это около 18% годовой выручке группы НМТП.
Параллельно ФАС предписала еще трем портам выплатить в общей сложности почти 17 млрд руб штрафов за «установление монопольно высоких цен на перевалку». Под раздачу помимо НМТП попали АО «ПКТ» – 4,17 млрд руб., АО «Петролеспорт» и ООО «ВСК» – 1,27 и 1,6 млрд руб. соответственно.
Денис Ворчик из «Уралсиба» назвал штрафы «неподъемными». Эксперты говорят о волюнтаристском подходе при их начислении и о том, что необоснованные действия антимонопольной службы только уводят рынок в «серую зону».
Президент «Транснефти» Николай Токарев в своем письме руководителю ФАС Игорю Артемьеву подверг жесткой критике работу ведомства. Глава «Транснефти» считает, что действия ФАС негативно влияют не только на стоимость пакета ПАО «Транснефть» в НМТП (35,5%), но и на стоимость принадлежащих государству и планируемых к приватизации акции ПАО «НМТП», что «дает возможность потенциальному покупателю приобрести эти пакеты по минимальной цене». Аналогичной позиции придерживаются ведущие аналитики рынка. По мнению Дениса Ворчика, «действия ФАС могут привести к снижению стоимости бизнеса компании в преддверии продажи 20- процентного госпакета ее акций. Сейчас акции торгуются около средневзвешенной цены за последние шесть месяцев, которая определяет минимальную цену выкупа в случае обязательного предложения».
Активность ФАС по наложению огромных штрафов на российские порты странным образом совпадает с планами геополитических противников России изменить схему товаропотоков в причерноморском регионе в пользу портов стран ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия). В одной из последних программ на радио «Свобода» украинский публицист Виталий Портников весьма недвусмысленно высказался о разработанной и реализуемой западными странами (конкретно Соединенными штатами Америки) совместно с Украиной схеме перемещения центра товарооборота из Новороссийска в Одессу. Примечательно, что кусок этой программы был оперативно удален с сайта, но остался в аудио-версии программы.
Киевские власти наметили обширную программу реконструкции черноморских портов с привлечением концессионеров. Использовать украинские порты с этого года планируют одни из крупнейших портовых операторов в мире Hutchison Ports и DP World. Одесский порт посетили представители украинской дипмиссии США.
В конце марта впервые с 2008 года состоялся саммит стран ГУАМ, где были подписаны договоры о движении к созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) и взаимном признании таможенных процедур.
Действия ФАС вызвали обеспокоенность бизнес-сообщества. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял резолюцию «Морские порты в экспортной цепи поставок российских компаний», где выразил «обеспокоенность» позицией ФАС в отношении российских портов. В резолюции экспертов союза говорится об ошибочности требования ФАС перевести в рубли портовые тарифы (из-за чего и вырос их рублевый эквивалент в 14-15 годах) и попытки ограничения нормы прибыли стивидоров, которым нужны средства для модернизации портовой инфраструктуры.
В опросе, который провел РСПП в феврале—марте среди грузоотправителей, стивидоры и грузовладельцы отмечали отставание российских портов от конкурентов в области проведения работ по дноуглублению и модернизации навигационно-гидрографических систем, недостаточное развитие услуг буксиров и ледоколов и длительность и забюрократизированность процедур оформления грузов.
Выступая за ограничение рентабельности портов, а, фактически, за возврат их за порог рентабельности, команда Артемьева, считают эксперты, словно дает понять, что инвестиции в развитие российских портов нежелательны. Если портам не удастся опротестовать штрафы в судах, то об инвестициях в портовую инфраструктуру в России можно будет забыть на долгие годы. По мнению российского бизнес-сообщества, странная активность Игоря Артемьева помимо внутренних проблем с наполняемостью российского бюджета, играет явно на руку нашим геополитическим «партнерам». А еще один удар по реальному сегменту для инвестиций ухудшит и без того неважные показатели в этой области.