Специалисты нашли пробел в новом законе о дольщиках – отсутствие института ИСЭО
Долевое строительство – головная боль российского государства. Многочисленные манифестации дольщиков, оставшихся без жилья из-за того, что застройщик не смог исполнить свои обязательства, не могут не вызывать чрезвычайно резкой реакции общества: как же так, люди заплатили деньги, а жилья не получили? И кто при этом виноват?
В последние пару лет и правительство, и законодательные власти довольно много сделали для решения этой проблемы. В середине прошлого года был принят Федеральный закон № 218-ФЗ, а в дальнейшем – и поправки к нему, существенно меняющие правила игры на рынке. Вот важнейшие с точки зрения граждан – участников долевого строительства новации.
Во-первых, был создан Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства, обладающий широкими полномочиями в данной сфере, а также финансовыми возможностями, в том числе за счет госфинансирования. В составе этого Фонда появился обособленный Компенсационный фонд, в который все застройщики обязаны отчислять 1,2% от собранного с дольщиков на случай, если застройщик не сможет завершить строительство и придется выплачивать компенсации дольщикам. Одновременно появилось понятие «специализированного застройщика», который при соответствии требованиям по размеру капитала, опыту работы и т.д. получает право реализовывать проекты в сфере долевого строительства.
Изменилась и финансовая схема. Упор был сделан на специальные уполномоченные банки, список которых утверждает правительство, и номинальные счета (так называемые эскроу-счета). Смысл нововведения такой: дольщики перечисляют деньги не застройщику, а на эскроу-счет, а банк выдает деньги компании-застройщику в соответствии с произведенным объемом работ. Эта схема будет обязательна с середины 2019 года, при этом традиционное долевое строительство, когда перечисление дольщиками денег шло непосредственно застройщику, исчезнет.
«Все вроде логично, – комментирует Роман Сигитов, генеральный директор SEVERIN DEVELOPMENT. – Есть Фонд, гарантирующий права вкладчиков, а также имеющий возможность финансировать достройку объекта в случае, если сам застройщик не способен закончить работы. И этот Фонд как общественно-значимая организация должен ежегодно проходить аудиторскую проверку. Есть банки, которые контролируют правильность расходования средств, выделенных на строительство. Есть застройщики, которые занимаются долевым строительством. Предъявление специальных требований к последним двум лицам вполне оправдано, обосновано и отвечает публичным интересам. В этой связи представляется, что и иные лица, вовлеченные в процесс строительства, также должны обладать особым правовым статусом и соответствовать более высоким профессиональным стандартам. Речь идет, прежде всего, о специализированных компаниях, осуществляющих функции технического заказчика и строительного контроля. Их отсутствие в правовом регулировании представляет собой законодательный пробел».
По словам эксперта, функции технического заказчика и строительного контроля должны осуществляться высококвалифицированными инженерно-строительными экспертными организациями (ИСЭО), обладающими соответствующими кадровыми и финансовыми ресурсами для выполнения задач контроля и управления строительством объектов недвижимости, имеющих особый правовой статус и специфику финансирования. Цена ошибок и некачественного оказания услуг строительного контроля и управления строительством очень высока, а в отношении многоквартирных домов, возводимых с привлечением денежных средств граждан, особенно. Своевременное выявление несоответствий производимых строительных работ проектной документации, строительным нормам и правилам обеспечивает качество строительства, позволяет осуществить проект в планируемые сроки и избежать дополнительных затрат на устранение дефектов. Контроль целевого расходования средств граждан на финансирование строительства, соответствия объемов и стоимости фактически выполненных и подлежащих оплате работ, осуществляемый независимым строительным контролем (техническим заказчиком) на постоянной основе непосредственно на площадке строительства, является более показательным и действенным инструментом контроля за целевым использованием средств Фонда, нежели отчеты застройщика, которому предоставлены средства Фонда.
«Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в сфере долевого строительства разумно в дополнение к «специализированным застройщикам и банкам» аналогичным образом законодательно закрепить институт независимого технического (строительного) контроля – «специализированных ИСЭО». Как предъявлять требования к ним касательно опыта работы, уровня собственного капитала, наличия квалифицированных кадров и т.д. – в форме аккредитации при Фонде защиты прав граждан – участников долевого строительства или Минстрое – вопрос к обсуждению. Но то, что такой институт необходим, у меня лично сомнений не вызывает: только так можно обеспечить действительно высокий уровень защиты прав граждан и контроль целевого использования средств Фонда», – заключает Сигитов.