Главная > Новости > ЛАНИТ и Институт национальных проектов выяснили, что мотивирует молодых людей работать

ЛАНИТ и Институт национальных проектов выяснили, что мотивирует молодых людей работать

28.06.2022 Новости

Совместное исследование ЛАНИТ, экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Института национальных проектов, проведенное в 2021 году, было нацелено на определение ценностей и  особенностей мотивации молодых людей, которые были рождены после 1995 года и в настоящее время массово выходят на рынок труда. За основу исследования было взято изучение мирового и российского опыта рабочего взаимодействия с новым поколением, в частности, анализ длинных рядов международных статистических данных. Дополнительно были организованы специальные интервью с работниками кадровых служб и преподавателями вузов, фокус-группы с молодыми сотрудниками. Также был осуществлен количественный социологический опрос, в котором приняли участие 1853 сотрудника группы ЛАНИТ и 4729 студентов из 17 вузов.

В результате исследования был подтвержден факт того, что представления о  различиях между поколениями в ряде случаев преувеличены. Это означает, что для формирования комфортных условий для работы с молодыми сотрудниками скорее нужна не отдельная (специально выстроенная) система мотивации, а корректировка некоторых ее элементов.

Вопреки распространенному мнению, по данным исследования, на мотивацию  молодых людей в меньшей степени влияют такие факторы, как бренд работодателя, занимаемая должность в компании или экологическая направленность бизнеса. Большинство респондентов в качестве главного мотиватора указали конкурентную зарплату.

Большое внимание новое поколение сотрудников обращает на возможность наращивать свои компетенции. Это самый значимый фактор, из-за которого молодые специалисты могут предпочесть компанию, предлагающую зарплату на 30% ниже.

Вместе с повышенным интересом к собственному развитию, среди молодежи популярен запрос на индивидуальный подход. Так, работа представляется, в том числе, инструментом для достижения персональных целей в саморазвитии, создании и укреплении семьи, повышении уровня жизни и т.д. В связи с этим, работодателю важно показать каждому сотруднику его личные преимущества сотрудничества с компанией, а также обращать внимание на то, что зумеры высоко ценят возможность работы с разноплановыми задачами, позволяющими уйти от рутинных действий и нарастить компетенции сразу в нескольких сферах.

Еще одно поколенческое различие: меньшая склонность зумеров к переработкам и к работе в ущерб личной жизни. Также молодые люди стремятся к изучению тайм-менеджмента и к эффективной организации труда.

В образовательных программах для молодежи более важны практические, прикладные знания и компетенции, реальный опыт. Таким образом, профессиональная поддержка со стороны коллег и руководителя может стимулировать более основательное прохождение образовательных курсов.

Исследование определило две основные черты сотрудников-зумеров: желание поддерживать собственный физический и психологический комфорт и неготовность в некоторых случаях отвечать за принимаемые решения, быть самостоятельными. При этом у молодых людей сохраняется желание активно пользоваться ресурсами группы.

Кроме того, молодые сотрудники избегают следования правилам без понимания их сути. Так, зумерам важно объяснять логику и необходимость правил, а также то, чем может быть полезно их соблюдение как для самого сотрудника, так и для компании в целом. Авторитет руководителя для молодых сотрудников основан на его профессионализме, а не на статусе. Так, руководитель должен быть “играющим тренером”, демонстрирующим свои компетенции.

Директор по персоналу группы ЛАНИТ Ирина Бармина подчеркнула, что совместное исследование выявило у нового поколения сотрудников интересные особенности мотивации, требующие отдельного внимания. Она убеждена, что частичное изменение действующих систем, учитывающее поколенческие различия, а также обучение наставников и руководителей положительно повлияет на эффективность взаимодействия в ходе работы над общими задачами. “Рекомендуем взять в работу для улучшения существующих программ привлечения и удержания персонала”, — резюмировала Ирина Бармина.

Елена Никишина, директор по стратегическому развитию Института национальных проектов, доцент экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, рассказала, что исследуемое поколение людей сейчас находится на этапе формирования ценностей, в изменение которых влияет работа, учеба и окружающая среда. Также, по ее словам, формирование эффективной системы управления и мотивации должно основываться  не только на поколенческих, но и на страновых, региональных и профессиональных особенностях.