Закон о трубопроводном транспорте вновь завис
На совещании 12 декабря у вице-премьера Дмитрия Козака в очередной раз обсуждался законопроект о магистральном трубопроводном транспорте. Принимали участие чиновники профильных ведомств, ПАО «Транснефть» и представители нефтяных компаний. По ключевым моментам документа компромисса достичь не удалось, сообщил РБК. Представитель Козака Илья Джус по итогам совещания заявил, что разногласия остались по «дефиниции магистральных нефтепроводов общего и необщего пользования, по параметрам инвестиций в строительство таких объектов и структуре владения ими». По словам Джуса, обсуждение законопроекта «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов» продолжится в январе 2019 года.
Указание правительству РФ о разработке закона было дано Президентом Российской Федерации В.В. Путиным еще 30 июля 2015 года. Основные положения закона были окончательно согласованы весной текущего года. В заключении ГПУ Президента от 19 апреля говорилось, что отсутствуют замечания, препятствующие внесению законопроекта в Государственную Думу.
В новом составе правительства курирование топливно-энергетического комплекса перешло от Аркадия Дворковича к Дмитрию Козаку. Последний отозвал подписанный Дворковичем законопроект и в августе поручил его доработку рабочей группе под руководством заместителя Министра энергетики Российской Федерации П.Ю. Сорокина.
В конце сентября Минэнерго направило доработанный вариант документа в правительство, однако Дмитрия Козак снова вернул его министерству с замечаниями.
Результаты последних доработок 6 декабря прокомментировал президент «Транснефти» Николай Токарев: «К сожалению, несмотря на прямое поручение президента, продолжаются попытки, в первую очередь со стороны «Роснефти», «снести» этот закон». По словам Токарева, документ до такой степени видоизменили, что компания будет против его внесения в Госдуму.
«Транснефть» возражает против предложения «Роснефти» разделить магистральные трубопроводы на трубопроводы общего и необщего пользования и допустить владение магистральными трубопроводами необщего пользования «лицами, зарегистрированные на территории Российской Федерации, включая нефтяные компании». Смысл поправки в том, что на трубопроводы, имеющие статус магистральных, распространяются льготы по налогу на имущество, которые не имеют технологические трубопроводы нефтяных компаний. Речь идет о значительных суммах. Так, в июне 2018 года «Роснефть» проиграла спор с Федеральной налоговой службой, напоминает РБК, которая доначислила ей 2,46 млрд руб. налогов и пеней за 2012–2013 годы за применение льготы по налогу на имущество для нефтепровода «Ванкорское месторождение — нефтеперекачивающая станция Пурпе».
«Транснефть» против исключения из законопроекта положения, предусматривающего соглашение о повышенных тарифов для компаний, по заказу которых были построены новые или расширены мощности действующих нефтепроводов. При отсутствии такой возможности работы в интересах одной компании будут оплачивать все нефтяные компании.
По инициативе «Роснефти» из законопроекта также исключена возможность соглашения с нефтяными компаниями по принципу «качай или плати». В отсутствии таких соглашений «Транснефть» понесет многомиллиардные убытки от недозагрузки своих нефтепроводов. Последние примеры – проекты «Заполярье-Пурпе» и «Куюмба-Тайшет» — трубы проложены, заявленные объемы не качаются.
В законопроекте также предлагается лишить «Транснефть» права отказывать в заключении договора транспортировки из-за нефти низкого качества и обязать ее возмещать убытки нефтяникам в случае отсутствия технической возможности прокачивать нефть. В новую редакцию документа зачем-то вписали запрет для «Транснефти» прокачивать по своим трубам нефть и нефтепродукты для собственных технологических нужд, а разрешить транспортировку только сырья нефтяников. Представитель «Транснефти» Игорь Демин заявил, что «это повлечет нарушение интересов всех потребителей услуг по транспортировке нефти, невозможность обеспечить эффективное функционирование магистральной системы».
По информации РБК, законопроект в его нынешнем виде не поддержали ключевые федеральные ведомства. Среди предложений прозвучало «в принципе рассмотреть целесообразность принятия данного законопроекта».