Главная > Практика работы > Консалтинг и его роль в деятельности предприятия

Консалтинг и его роль в деятельности предприятия

В наше нелегкое время, такая способность любой организации, как умение быстро изменять направление в условиях стремительно развивающегося рынка, является одним из наиболее важных условий успеха. Если организация замедлит или тем более остановит свое движение вперед, то она неизбежно отстанет от конкурентов. Поэтому, чтобы не терять своих позиций и оставаться на плаву, организации нужно все время перестраиваться, эволюционировать и внедрять новые технологии, а эти действия требуют немалых усилий, умений и знаний.

Такие серьезные задачи, как правило, решаются руководящим составом компании, который обязан подготовить необходимые условия для их реализации, просчитать все риски, разработать план действий и составить список затрат. Разработка всех этих процессов требует немало времени. Так же необходимо отметить, что зачастую для решения таких специфических задач, уровень квалификации руководства является не вполне достаточным. Дело в том, что из-за отсутствия определенных необходимых знаний и навыков, либо же их недостаточного количества, внедрение нужных инноваций сильно тормозится.

Поэтому, привлечение сторонних профессионалов в этой области, а именно, консультантов и экспертов, уже обладающих необходимыми знаниями и практическим опытом, станет более обоснованным шагом.

Консалтинг (в переводе с англ. consulting)  — это деятельность, которая осуществляется специализированными консалтинговыми копаниями и представляет собой оказание консультационных услуг производителям, продавцам и покупателям. В обязанности консалтинговых компаний, как правило, входит разработка решений широкого круга вопросов, связанных с экономикой, финансами, правом, а также внешнеэкономическими связями данной компании.

По поводу существующих видов консалтинговых услуг можно сказать, что стандартного или унифицированного списка в данной ситуации нет, и не может быть. Возможно поэтому, многие консалтинговые организации классифицируют основные виды своих услуг и направлений по-разному, руководствуясь при этом лишь свои опытом и видением сущности консалтинга. Даже на международном уровне, компании не смогли четко определиться с функциями данных компаний, так как международные ассоциации консультантов не имеют единой классификации. Однако, при желании, для того чтобы внести некоторую ясность и разобраться в этом вопросе более конкретно, можно найти некоторые общие черты у всех консалтинговых организаций, которые оказывают данные услуги.

Всем известно, что привлечение профессиональных и опытных консультантов-практиков может помочь организации избежать множества серьезных ошибок, которые могут, в свою очередь, привести к потере таких ценных ресурсов, как деньги и время. Поэтому не стоит наступать на грабли, на которые уже наступили те, кто успел пройти этот путь? Тем более, что консалтинг заключается не столько в обучение владельцев и топ менеджеров всем нужным технологиям и инструментам, сколько просто в их внедрении в деятельность компании.

На внедрение консалтинговых проектов в деятельность компании, ее владельцы и топ менеджеры тратят всего около 7% своего рабочего времени.

Также привлечение консультантов значительно сокращает время внедрения и ускоряет наступления момента, когда бизнес начинает работать самостоятельно, процветать и расширяться. Если же руководство решает самостоятельно заниматься внедрением любых инновационных технологий и инструментов, то этот процесс, как правило, занимает намного больше времени, что влечет за собой сокращение дохода компании. В этом случае доход компании будет оставаться прежним, пока в компании не начнут работать решения, проверенные на практике.

Чтобы провести анализ хозяйственной деятельности предприятия и провести серию корректирующих мероприятий, по идее, компания должна воспользоваться помощью сторонних организаций. Однако эти услуги являются доступными не для всех предприятий, так как высококвалифицированным профессионалам нужно платить в соответствии с их компетенцией, опытом и знаниями. Именно по этой причине, более простым и менее затратным вариантом является привлечение сторонних специалистов, которые выполняют разовую работу.

Если компания решает воспользоваться помощью профессиональных консультантов, то благодаря этому процесс ее модернизации становится более простым и менее затратным. Кроме этого, очень часто организации привлекают консалтинговые компании, чтобы решить более узкие задачи, такие как: выход организации на новый рынок сбыта, выведения организации из кризисного состояния, ребрэндинг организации, повышение уровня лояльности клиентов и т.д. Тем более, что, как известно, для каждого вида деятельности требуется индивидуальный подход и уникальные решения, которые должны быть разработаны для конкретных исходных условий, ведь, к примеру, производство консольных стеллажей и венчурные инвестиции  – это очень разные виды деятельности, поэтому требуют различного подхода. Ведь, как известно, даже у одинаковых проблем в бизнесе не может быть одинаковых решений.

Деятельность консалтинговых компаний может быть направлена на разнообразные составляющие бизнес-процесса — от подбора персонала до разработки маркетинговой стратегии, и  от разработки тактики управления до выяснения юридических аспектов деятельности организации. Также немаловажным плюсом привлечения сторонних специалистов является их свежий, объективный и беспристрастный взгляд на ситуацию извне. Еще одним преимуществам привлечения консалтинговых компаний, является то, что благодаря им предприятие может получить толчок для развития нового направления, так как их услуги охватывают многие сферы деятельности предприятия – от измерения эффективности технологий, которые внедряются, до проектирования краткосрочных и долгосрочных прогнозов, построенных на основе выявленных показателей.

И напоследок, хочется отметить выгоды, которые способно привнести работа с консалтинговыми компаниями. Во-первых, благодаря сотрудничеству с консалтинговой компанией повышается эффективность деятельности предприятия, снижаются его накладные расходы, а работа персонала используется оптимально, что неизбежно влечет за собой рост прибыли предприятия и повышение его производительности. Загруженность руководства решением «текущих» вопросов значительно уменьшается, и создается возможность оперативного владения достоверными показателями работы предприятия.