Не поддерживайте валютных ипотечников
В последнее время тема поддержки валютных ипотечников (и, если шире, вообще валютных заемщиков), которые оказались в сложно ситуации из-за падения курса рубля стала священной коровой. Редкий политик не эксплуатирует её в своих выступлениях. Все говорят о том, что люди в сложно ситуации, о том, что надо помочь. Вот сегодня только напротив Совета Федерации на набережной видел пикет одиночный. Женщина с плакатом стоит: «Поддержите валютных ипотечников». Я отвечаю: «Не поддерживайте валютных ипотечников»
Зачем помогать валютным заемщикам?
Главный вопрос, который у меня рождается в голове — а зачем? То есть, что такого страшного произошло, что бы всей страной поддерживать горстку людей, которые взяли ипотеку в валюте? Да, мы понимаем, что ежемесячный платеж вырос вместе с курсом доллара. Ну и что? Люди, которые брали заём в валюте тоже понимали, что они берут под существенно более низкую ставку. Взамен этого они были готовы нести определенные курсовые риски. Риски отыграли. Всё нормально.
Или кучка самых хитрых считает, что долг они должны обслуживать под процент в три раза ниже, чем остальные, а если что, государство поможет? Нет, так не бывает. Высокая выгода предполагает высокие риски.
Кто будет помогать валютным заемщикам?
Хорошо, если кто-то хочет помогать тем, кто считал себя умнее всех, то пусть помогает. Но кто может реально им помочь? Ответ только один — банки. А согласятся ли банки потерять часть прибыли из-за высоких моральных стандартов? Думаю, что нет. Ведь основная задача капитала, как учил нас старина Маркс, это получение максимально возможной прибыли. Про помощь излишне самоуверенным Маркс ничего не говорил.
Слышу как кто-то кричит: «А государство? Пусть государство поможет, например!». Но пардон, друзья! Государство — это я. Помощь из бюджета — это помощь на мои деньги. Почему я, заемщик, взявший ипотеку в рублях должен платить и за себя, и за того парня, который ещё вчера бегал и орал, что он самый умный, а вокруг все дураки? Так что на помощь государства я не согласен.
Кому ещё помочь?
Если же мы все таки приходим к тому, что нужно помогать валютным заемщикам из-за возросшего ежемесячного платежа, то давайте тогда поможем и мне. Мне тоже из-за инфляции стало тяжелее жить. Давайте и за меня платить ипотеку из бюджета! А ещё тем, кто потерял работу. А что, это же тоже риски. И ничем не хуже, чем курсовые риски. Отыграли — давайте помогать. Да что уж там — давайте вообще бюджет превратим в страховой фонд.
Итак, друзья. Вывод неприятен, но прост, как говорил герой замечательно советского фильма «Северный вариант». Это фильм про советских геологов, которые искали нефть. Они четко понимали, что они — часть социума, которые разделяет между своими членами средства производства. И с помощью средств производства создает прибавочную стоимость.
В отличии от современного строя, когда имеет место частная собственность. И прибавочную стоимость забирает себе капитал. Рыночная экономика.
Так вот, проблема в том, что мы не можем определиться — либо мы «собес», который помогает людям, оказавшимся в тяжелой ситуации. Но тогда давайте строить социализм. Либо мы принимаем капитализм, где больше экономических свобод, но каждый несет ответственность за принятые решения персонально. Надо либо крестик снять, либо трусы надеть.
А национализировать риски и приватизировать прибыль — это одна из самых мерзких вещей, которая может быть в нашем мире.