Год санкций против России
Вот уже год прошел с того момента, когда страны развитой демократии и всяких там ценностей впервые ввели санкции против Российской Федерации, за то что она признала результаты референдума в Крыму 16 марта 2014 года. К этому всему можно относиться по-разному, но факт остается фактом – референдум был, и даже проводимые сейчас западными компаниями опросы среди крымчан подтверждают, что большинство жителей автономной республики высказались тогда за присоединение к России. Причем «за» были представители всех проживающих в Крыму национальностей, включая крымских татар. Российская Федерация согласилась с мнением подавляющего большинства проживающих на полуострове граждан и 18 марта 2014 года включила в свой состав уже к тому времени вышедший из состава Украины Крым и непонятно как вообще оказавшийся в свое время в составе Украины город Севастополь.
Первый пакет санкций был введен 17 марта 2014 года – США, Евросоюз и странным образом примкнувшая к ним Канада закрыли въезд нескольким гражданам России и еще некоторым на тот момент гражданам Украины, заморозив их счета в своих банках. Буквально через несколько дней под санкции попали Собинбанк и банк «Россия». В конце марта к санкциям присоединились Австралия, Япония, Новая Зеландия и не входящие в Евросоюз Молдова, Черногория и, самое главное, Албания (не вызывает сомнений, что именно после введения Албанией экономических санкций, экономика России серьезно пошатнулась, кстати, надо отметить, что Россия, видимо испугавшись, так до сих пор и не ввела ответные санкции против этой страшной страны). Но этот пакет дал, скорее, обратный эффект — всем стало понятно, что «цивилизованный мир» не очень желает или просто не в состоянии всерьез противостоять неугодной ему политике, проводимой Российской Федерацией.
Нужен был какой-то толчок, причем довольно серьезный, настолько серьезный, чтобы от него буквально физически нельзя было отмахнуться или проигнорировать. И он на удивление вовремя появляется. Сторонники самопровозглашенных республик с помощью оружия, которого у них никогда не было, да и сейчас нет, не имея радаров и не сопровождая высокоскоростную цель на подлете в зону поражения, умудряются справиться с довольно сложной электроникой, которую раньше никогда не видели и, прицелившись буквально на глаз, сбивают, летящий на высоте 10 километров со скоростью 250 метров в секунду, пассажирский самолет.
Boeing упал 17 июля — и почти сразу же против России, как ответственной за все, что летает и падает в Украине, были введены секторальные санкции. Они включали в себя эмбарго на продажу России оружия и товаров двойного назначения, запрет на долговременное кредитование и ограничивали доступ к финансовым рынкам. К Собинбанку и банку «Россия» присоединились Банк Москвы, ВТБ, Газпромбанк, Сбербанк и еще ряд российских банков. Второй пакет оказался намного серьезнее первого и экономические и политические эффекты от него пока еще даже до конца не проявились. Единственно, что можно сказать с определенностью — на вектор внешней политики России он также не повлиял. Скорее наоборот, санкции привели к укреплению позиций российского руководства и значительному усилению в обществе антизападных настроений.
В любом случае результат от введения санкций оказался вовсе не таким, как ожидали те, кто их вводил. Можно предположить, что у санкций были и есть какие-то другие, не связанные с Украиной цели, и ситуация используется просто как более- менее оправданный в глазах мировой общественности повод.
На данный момент санкции введены против 184 чиновников, бизнесменов и военных, а также против 88 компаний, банков и организаций. В это число также входит 12, можно сказать, уже регулярных армейских формирований Луганской и Донецкой Народных Республик, таких например, как батальоны «Восток», «Спарта», «Сомали», «Заря», «Оплот» и т.д. Еще в это число включены «Луганский экономический союз», «Всевеликое войско Донское» и даже байкерская организация «Ночные волки». Не обойден санкциями и Евразийский союз молодежи (присутствие в санкционном списке союза молодежи не смогли внятно объяснить даже те, кто его в этот список заносил).
Стоит заметить, что спустя год в стройных рядах вводивших санкции прежнего единства уже нет, появились колеблющиеся и даже те, кто решился выступить откровенно против продления санкций. В частности, за отмену санкций выступает Австрия, которая за этот год в связи с санкциями потеряла почти 3 миллиарда евро и почти 50 тысяч рабочих мест. Не выказывает особого энтузиазма в связи с пролонгацией санкций и Греция, которая до введения Россией ответных санкций поставляла на российский рынок более 70% всей своей сельскохозяйственной продукции. Также откровенно против санкций Испания, Венгрия и Словакия.
Россия в этой ситуации совершенно неприкрыто подбрасывает дрова в разгорающийся костер разногласий стран Евросоюза, в том числе обещая выборочное снятие с ряда стран своих контрсанкций и даже предпринимая определенные шаги в этом направлении.
Сохранить и при необходимости усилить санкции хотят только руководители Англии, скандинавских стран, Польши, традиционно антироссийски настроенные страны Прибалтики и в какой-то степени Германия.
Разумеется, не все так уж радужно. По оценке Минфина ущерб России от санкций и контрсанкций за год составил около сорока миллиардов долларов, реальная цифра, вероятно, больше. За прошлый год российские облигации и акции продемонстрировали наихудшие показатели среди рынков развивающихся стран. Рубль девальвировался почти на 100%. Санкции не будут сняты в этом году и, скорее всего, не будут отменены и в следующем. Официальный представитель Госдепартамента США Д. Псаки поклялась на священной трибуне страшными клятвами, что США не отменят санкции, пока Россия не вернет Крым (то есть вообще никогда), кстати, согласно социологическим опросам, лишь четвертая часть граждан Украины верит, что Россия его отдаст.
Но, разумеется, и не все так уж плохо. Рублевые государственные облигации в этом году показали устойчивый рост и уже принесли прибыль эквивалентную 7% (в долларах), в то время, как облигации всех других развивающихся рынков, потеряли более одного процента, совокупная доходность облигаций российских компаний превысила 7%. Примерно 80% российских компаний, входящих в индекс ММВБ, продемонстрировали больший рост продаж, чем аналогичные компании по всему миру.
В заключении хотелось бы обратиться к господину Обаме и сочувствующим:
Узбагойдезь уже, больше, чем мы сами себе, нам никто навредить не сможет, а Крым мы не отдадим, ну просто уже даже из принципа.