Соблюдение банковской тайны
Очень часто люди говорят о недоверии банкам, произнося эту фразу, обычно подразумевают два аспекта: степень надежности для размещения своих накоплений; соблюдение банковской тайны. Да, для российской действительности в сфере банковского сектора вопрос секретности информации о своих клиентах очень актуален, до репутации швейцарцев им еще очень далеко. Но все же, существует ли в России банковская тайна?
Для того, чтобы разобраться в принципах банковской тайны в России, необходимо сделать обзор законодательства в этой сфере. Кроме того, разобраться в вопросе доступности информации о банковских счетах, какие организации имеют право давать свои запросы в банк, а тот в свою очередь представлять им информацию.
Понятие банковской тайны и история ее развития в России
Само определение банковской тайны можно найти в банковской российской энциклопедии. Согласно этому источнику банковская тайна – это совокупность определенных норм, которые устанавливают перечень банковских сведений, круг субъектов (в обязанность которых входит соблюдение банковской тайны), порядок и возможные случаи доступа к банковским сведениям.
Если попытаться создать определенную историческую справку о развитии законодательства в области соблюдения банковской тайны в России за последние сто лет, то пожалуй первое упоминание о ней можно отнести к 1921 году. В Декрете от 30.06.1921 СНК РСФСР, а точнее в его четвертом пункте указано, что банки могут выдавать справки о состоянии счетов или банковских переводах только лишь владельцам этих счетов и следственным или судебным органам.
Статья 395 гражданского кодекса РСФСР редакции 1964 предусматривала лишь гарантии банков по вкладам, а также обязательства о их сохранности и возврате вкладчику по первому его требованию.
Следующим нормативным актом в этой сфере, были утвержденные 31 мая 1991 г. ВС СССР №2211-1 Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. На основании 110 статьи (пункта 4) этого документа гарантировалось не разглашение информации о состоянии банковских счетов, если на это не будет получено предварительного согласия владельца счета. Также в (пункте 1) статье 111 этого нормативного акта было упомянуто и о банковских вкладах, что для них также применяются аналогичные с банковскими счетами нормы о соблюдении тайны.
В настоящей действительности правила соблюдения банковской тайны регулирует гражданский кодекс, его 857 статья, а также Закон о банках. Статья 857 ГК РФ (пункт 1) гарантирует конфиденциальность информации о банковских счетах, их остатках и движению по ним, а также и банковским вкладам. Кроме того, под запретом и разглашение информации о владельцах, как счетов так и вкладов.
Если обратить свое внимание на Закон о банках, то его 26 статья гарантирует, что банк России не разглашает информацию о своих контрагентах и клиентах, как в части вкладов так и счетов, в том числе и информацию, связанную с любыми операциями по вкладам и счетам контрагентов и клиентов банка. Кроме того, Закон предусматривает, что и все сотрудники Банка России обязаны соблюдать банковскую тайну касательно клиентов и контрагентов в части вкладов, счетов и всех проводимых ими операций, а также иные сведения, если это не будет противоречить законодательству.
При проведении сравнительного анализа, становиться весьма очевидным тот факт, что более многочисленные нюансы, касающиеся банковской тайны и ее соблюдения, рассмотрены как все-таки в Законе о банках.
На практике же преимущественное правоприменительное право одного из этих законодательных актов не определено, что создает различные прецеденты и разнотолки. Многие авторы юридических трудов, обозревающих данную проблему разошлись во мнении в преимущественном право применении.
Здесь не обойтись без обращения к иерархии соподчиненности нормативных документов в законодательстве РФ, и она такова:
— На первом месте Конституция Российской Федерации;
— Второе место занимают Федеральные конституционные законы;
— Третье место за Кодексами;
— Четвертая позиция отдана Законам Российской Федерации;
— На пятой строчке Указы президента Российской Федерации;
— Шестая очередь за Постановлениями Правительства РФ;
— И последняя седьмая позиция отдана нормативным актам министерств и ведомств.
Из иерархии соподчиненности становиться понятным, что все-таки преимущественным правом обладает ГК РФ в этом вопросе, а он в наименьшем объеме предусматривает приоритеты клиентов банков в области соблюдения банковской тайны.
Результат разрешения разногласий законодательства о банковской тайне в Конституционном суде
В виду неоднозначности российского законодательства в части определения подходов к вопросам банковской тайны, в судебной практике возникало множество разнотолков. С целью их урегулирования поступали обращения в Конституционный суд РФ. На основании всех решений этого органа сформировались следующие правовые походы в вопросах разрешения дел, касающихся банковской тайны.
На основании решений Конституционного суда РФ можно сделать следующие выводы:
— банковская тайна включает сохранение всех сведений касающихся вклада в банке и открытого там счета; вся информация, касающаяся осуществленных операций по счету клиента банка и кредитной организации; разглашение любых сведений о клиенте, утечка которых могла бы в какой-то степени нарушить его права; пределы, которые возложены на банковское учреждение по сохранению банковской тайны определены законом;
— банковская тайна является публично-правовым институтом, ее прямое назначение служить для обеспечения функционирования гражданского оборота и банковской системы, вместе с тем она основана сна свободе всех участников, при этом должна гарантировать права граждан, даваемые им Конституцией РФ и защищать ей же установленные интересы, как физических так и юридических лиц;
— сделать допустимым отступления в необходимых для этого случаях от принципа банковской тайны, которые должны быть основаны на закрепленном в Конституции принципе демократического правового государства, в связи с чем обязанностью государства является необходимость соблюдать все права и свободы человека в неотъемлемом балансе с нормами законодательства. При этом учитывая право на свободу предпринимательской деятельности, но не давая ей возможность протекать в произвольном порядке.
Позволяя отступать от принципов банковской тайны, Конституционный суд РФ ссылается на те ситуации (оговоренные законодательством), когда возможно предоставление сведений банком для государственных органов и их служащих, лишь в действительно необходимых на то случаях. При этом требования оговоренного круга субъектов на представление таких сведений от банка должны быть справедливыми, соизмеримыми, предназначаться для защиты конституционно значимых ценностей, при этом не нарушая также закрепленных конституционных прав и свобод лиц, о которых такая информация запрашивает. Если точнее, то запросы субъектов, имеющих право доступа к банковским данным, не могут основываться лишь на пункте 3 статьи 55 Конституции РФ, в которой говориться о защите конституционного строя, общественной безопасности, нравственности, прав и свобод других граждан и их здоровья.
Резюмируя все вышесказанное, Конституционный суд заключил, что органы государственной власти могут обращаться за сведениям, составляющие банковскую тайну, только в тех пределах и объеме, которые потребуются для реализации целей, указанных в Конституции РФ.
Перечень государственных органов, которые имеют право на запрос информации касающейся банковской тайны
Основными нормативными актами, которые позволяют такие действия, являются 857 статья ГК РФ и 26 статья Закона о банках.
При этом в пункте 2 статьи 857 ГК РФ говориться о том, что сведения, которые составляют банковскую тайну, по запросу могут быть представлены лишь самим клиентом или его законным представителем. Государственным органам такие сведения предоставляются в порядке и случаях, прямо предусматриваемых законодательством.
Именно этот порядок и отражен в статье 26 Закона о банках, где указан четкий перечень государственных органов и перечень сведений, которые каждый из них может затребовать.
Все было бы понятно, если бы ни одно решение Конституционного суда РФ, которое все перемешало. В нем содержится еще одно очень настораживающее условие. Согласно которому, сведения, составляющие банковскую тайну также предоставляются тем государственным органам и служащим, если в актах законодательства, регулирующих их деятельность и функциональные обязанности, подобные полномочия предусмотрены.
Вот это обстоятельство совсем не ободряет, поскольку оно значительно ухудшает права клиентов банка, дает слишком большие полномочия многим из представителей исполнительной власти, а соответственно и большие возможности для ущемления прав владельцев банковских счетов, вкладчиков и клиентов кредитных организаций.
Для того, чтобы составить полную картину всех полномочий и государственных органов, имеющих право на получения информации от банков, необходимо разграничить объекты, по которым запрашивается информация, на юридических лиц и ведущих предпринимательскую деятельность лиц, а также физических лиц. Также есть смысл указать наименование органа и нормативный акт, на основании, которого он имеет право требования.
Юридические, ведущие предпринимательскую деятельность, лица
Наименование органа: суды.
Перечень информации, которую может затребовать: справки по счетам и операциям (вся информация по операциям), касающаяся юридических лиц, а также тех граждан, которые ведут свою предпринимательскую деятельность, и при этом не образовывают юридического лица.
Нормативные акты, которые служат для этого основанием: пункт 6 статьи 1 Закона РФ №3132-1 от 26.06.1992 «О статусе судей в Российской Федерации»; статьи 150 и 57 ГПК РФ, статьи 115 и 29 УПК РФ.
Наименование органа: арбитражные суды (судьи).
Перечень информации, которую может затребовать: справки по счетам и операциям (вся информация по операциям), касающаяся юридических лиц, а также тех граждан, которые ведут свою предпринимательскую деятельность, и при этом не образовывают юридического лица.
Нормативные акты, которые служат для этого основанием: статьи 135 и 66 АПК РФ.
Наименование органа: Счетная палата РФ.
Перечень информации, которую может затребовать: справки по счетам и операциям (вся информация по операциям), касающаяся юридических лиц, а также тех граждан, которые ведут свою предпринимательскую деятельность, и при этом не образовывают юридического лица.
Нормативные акты, которые служат для этого основанием: статья 13 № 4-ФЗ от 11.01.1995 «О счетной палате РФ»; 287 статья УК РФ.
Наименование органа: налоговые органы.
Перечень информации, которую может затребовать: справки по счетам и операциям (вся информация по операциям), касающаяся юридических лиц, а также тех граждан, которые ведут свою предпринимательскую деятельность, и при этом не образовывают юридического лица.
Нормативные акты, которые служат для этого основанием: 135.1, 31, 86, статьи НК РФ; статья 15.5 КоАП РФ; приказы ФНС России №САЭ-3-06/829 от 05.12.2006 и № ММ-3-06/178 от 30.03.2007.
Наименование органа: таможенные органы.
Перечень информации, которую может затребовать: справки по счетам и операциям (вся информация по операциям), касающаяся юридических лиц, а также тех граждан, которые ведут свою предпринимательскую деятельность, и при этом не образовывают юридического лица.
Нормативные акты, которые служат для этого основанием: часть 1 статья 167 № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в РФ»; пункт 3 статьи 98, пункт 2 статьи 136 Таможенного кодекса Таможенного союза; Приказы ФТС России №2721 от 30.12.2010 и № 1388от 30.06.2011.
Наименование органа: исполнительный федеральный орган в области финансовых рынков
Перечень информации, которую может затребовать: справки по счетам и операциям (вся информация по операциям), касающаяся юридических лиц, а также тех граждан, которые ведут свою предпринимательскую деятельность, и при этом не образовывают юридического лица.
Нормативные акты, которые служат для этого основанием: статья 16 №224-ФЗ от 27.07.2010 «О противодействии неправомерному использованию информации (инсайдерской) и манипулированию рынком, о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; статья 25 Федерального закона №7-ФЗ от 07.02.2011 «О клиринге и клиринговой деятельности».
Наименование органа: органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов (ПФР РФ и ФСС РФ).
Перечень информации, которую может затребовать: справки по счетам и операциям (вся информация по операциям), касающаяся юридических лиц, а также тех граждан, которые ведут свою предпринимательскую деятельность, и при этом не образовывают юридического лица.
Нормативные акты, которые служат для этого основанием: пункт 8 части 1 статьи 29 Закона №212-ФЗ.
Наименование органа: органы, занимающиеся принудительным исполнением судебных актов, а также актов других должностных лиц и органов.
Перечень информации, которую может затребовать: справки по счетам и операциям (вся информация по операциям), касающаяся юридических лиц, а также тех граждан, которые ведут свою предпринимательскую деятельность, и при этом не образовывают юридического лица.
Нормативные акты, которые служат для этого основанием: статьи 12 и 14 Федерального закона № 118-ФЗ от 21.07.97 «О судебных приставах», статья 69 Закона об исполнительном производстве.
Наименование органа: органы, ведущие предварительное следствие по делам, находящимся в их производстве, при наличии на то согласия руководителя уже следственного органа.
Перечень информации, которую может затребовать: справки по счетам и операциям (вся информация по операциям), касающаяся юридических лиц, а также тех граждан, которые ведут свою предпринимательскую деятельность, и при этом не образовывают юридического лица.
Нормативные акты, которые служат для этого основанием: статьи 21, 39 и 38 УПК РФ.
Наименование органа: органы внутренних дел, в том случае, когда осуществляются ими функции по выявлению, пресечению и предупреждению налоговых преступлений.
Перечень информации, которую может затребовать: справки по счетам и операциям (вся информация по операциям), касающаяся юридических лиц, а также тех граждан, которые ведут свою предпринимательскую деятельность, и при этом не образовывают юридического лица.
Нормативные акты, которые служат для этого основанием: пункт 4 часть 1 статьи 13 Федерального закона №3-ФЗ от 07.02.2011 «О полиции».
Наименование органа: уполномоченный орган, который осуществляет меры противодействующие отмыванию (легализации) доходов, полученных в свою очередь преступным путем.
Перечень информации, которую может затребовать: справки по счетам и операциям (вся информация по операциям), касающаяся юридических лиц, а также тех граждан, которые ведут свою предпринимательскую деятельность, и при этом не образовывают юридического лица.
Нормативные акты, которые служат для этого основанием: пункт 4 статьи 6, подпункт 4 и 5 пункт 1 и пункт 3 статьи 7, статьи 13 №115-ФЗ Закона; Постановление Правительства РФ от 17.04.2002 №245; Приказ ФСФМ России №149 от 26.10.2005.
Физические лица
Наименование органа: суды
Перечень информации, которую может затребовать: справки по вкладам и счетам (вся информация по операциям), касающаяся физических лиц.
Нормативные акты, которые служат для этого основанием: пункт 6 статьи 1 Закона РФ №3132-1 от 26.06.1992 «О статусе судей в РФ»; статьи 150 и 57 ГПК РФ, статьи 115 и 29 УПК РФ.
Наименование органа: органы, занимающиеся принудительным исполнением судебных актов, а также актов других должностных лиц и органов.
Перечень информации, которую может затребовать: справки по вкладам и счетам (вся информация по операциям), касающаяся физических лиц.
Нормативные акты, которые служат для этого основанием: статьи12 и 14 Федерального закона №118-ФЗ от 21.07.97 «О судебных приставах», статья 69 Закона об исполнительном производстве.
Наименование органа: органы, ведущие предварительное следствие по делам, находящимся в их производстве, при наличии на то согласия руководителя уже следственного органа.
Перечень информации, которую может затребовать: справки по вкладам и счетам (вся информация по операциям), касающаяся физических лиц.
Нормативные акты, которые служат для этого основанием: статьи 21, 39 и 38 УПК РФ.
Наименование органа: уполномоченный орган, который осуществляет меры противодействующие отмыванию (легализации) доходов, полученных в свою очередь преступным путем.
Перечень информации, которую может затребовать: справки по вкладам и счетам (вся информация по операциям), касающаяся физических лиц.
Нормативные акты, которые служат для этого основанием: пункт 4 статьи 6, подпункт 4 и 5 пункта 1 и пункта 3 статьи 7, статьи 13 №115-ФЗ Закона №115-ФЗ; Постановление Правительства РФ №245 от 17.04.2002; Приказ ФСФМ России №149 от 26.10.2005.
Все вполне очевидно, пока вопросы банковской тайны и ее соблюдения, находятся в России на том уровне, что предпочтения российской банковской системе, в части размещения своих накоплений, отдают не многие. Вполне закономерна фраза, что банкам не доверяют многие россияне. До авторитета швейцарцев еще очень много и много работы, но главное, чтобы она проделывалась в нужном направлении, а не в обратном, примеры чему приведены в статье.